Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Свежие объявления |
---|
"Бегущая строка" на канале ТНТ Березники:
|
До востребования, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Для тех, кто ищет |
---|
Праздники |
---|
Ваше мнение! |
---|
Онлайн - Чат |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Организации Березников |
В 1850 году, в Строгановском Усолье, что на правобережье реки Камы, был основан театр, инициатором создания которого называют крепостного художника графа Строганова – Александра Ивановича Мельникова. История Усольского дореформенного театра мало известна, не смотря на то, что с театром был знаком и зритель губернского города, так как усольские актеры выезжали на гастроли в Пермь. По всей вероятности, Усольский театр был похож на другие крепостные театры России того времени. Как писал в «Историческом вестнике» в 1886 году известный журналист М. И. Пыляев, прославившейся своими фельетонами из петербургской и московской старины, - к началу 19 века в России «не было ни одного богатого помещичьего дома (а поместья некоторых вельмож – Шереметевых, Строгановых, Голицыных, Апраксиных, Потемкиных, Воронцовых, Разумовских и других не уступали в своей роскоши двору), где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные артисты».
Об инициаторе Усольского театра А. И. Мельникове известно также немного. Скупые сведения о нем повествуют, что он родился в Усолье в семье Строгановского крепостного, и с ранних лет проявил склонность к рисованию, а поэтому был отправлен обучаться живописному делу в художественной школе Москвы. С годами ученичества связано и увлечение молодого художника театром, вокалом, музыкой. Незаурядные способности проявил он и как музыкант – скрипач. В спектаклях созданного им Усольского крепостного театра по возвращении на родину, Мельников исполнял заглавные роли, пользуясь непременным зрительским успехом. Значительно более широкие сведения сохранились о любительском театре березниковского содового завода акционерного общества «Любимов, Сольвэ и К» рубежа 19 и 20 веков. Во многих населенных пунктах губернии создавались любительские заводские театры, доступные не только интеллигенции, но и рабочему зрителю. Кружок любителей сцены березниковского содового завода, существовавший с 90-х годов 19 века до 10-х годов 20 века, считался одним из самых сильных в числе самодеятельных прикамских театров того времени. Любители сценического искусства давали спектакли в Усольском «Обществе семейных вечеров» (в здании Народного дома) в одном из зданий на содовом заводе, и, иногда – в помещении общественного собрания села Веретьи. По описаниям одного из любителей – Федора Николаевича Кулакова, сына служащего березниковского солеваренного завода, можно составить представление о том, как выглядел театральный зал на содовом заводе. Он мог поместить около 300 зрителей, которые располагались и на первых восьми рядах стульев, и на шести рядах скамей, и, даже на «галерке». Сцена, отделенная занавесом от зала, имела суфлерскую будку и оркестровую яму. Правда, гримировочных не было, и потому, актеры готовились к выходу прямо на сцене, за закрытым занавесом и кулисами. Дававшиеся «с дозволения начальства» пять – шесть, а то и восемь раз в год на Пасху, Рождество и другие праздники, любительские спектакли проходили с неизменным зрительским успехом при переполненном зале, в котором были зрители не только из Березников и Усолья, но и ближайших сел: Зырянки, Веретьи, Ленвы, Дедюхина, Пыскора, Орла, и даже Соликамска. Репертуар изобиловал водевилями и комедиями, сценами из народной жизни, драмами таких авторов, как: Н. Григорьев, И. Мясницкий, А. Плещеев, И. Шпажинский. Была и русская классика. Афиши, сохранившиеся в документальном фонде музея, свидетельствуют: 2 февраля 1896г. в Усолье давался спектакль по пьесе Островского А. Н. «Свои люди – сочтемся»; 27 декабря 1896г. в Березниках – спектакль по другой пьесе Островского «Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья». Ставились «Недоросль» Фонвизина, «Власть тьмы» Л. Толстого, «На дне», «Мещане» Горького. Сохранилась афиша, извещавшая о том, что 12 апреля 1898г. «любителями сценического искусства имеет быть дан спектакль «Ревизор», сочинения Н. В. Гоголя», с припиской: «Печатать разрешаю, пристав 1го стана Дмеховский». Ф. Н. Кулаков свидетельствует: «Отказа в разрешении никогда не было, быть может, потому, что ответственными руководителями спектаклей были лица, близкие заводскому начальству». В составе актеров была, в основном, заводская интеллигенция и конторские служащие. Правда, привлекались и рабочие, выступавшие во второстепенных ролях и осуществлявшие техническое обслуживание. В числе актеров-любителей, выступавших в березниковских спектаклях много лет были: счетовод конторы содового завода Николай Иванович Утин, у которого только в 1897 году 6 сыгранных ролей. В 1898 году он выступил в роли городничего в гоголевском «Ревизоре». Счетовод конторы березниковского солеваренного завода Николай Александрович Щекин (амплуа – первый любовник), служащий содового завода А. И. Калюш, служащий содового завода Матвей Петрович Пономарев (играл комические роли). Максим Алексеевич Соболев, из числа технической интеллигенции содового завода, играл Подколесина в гоголевской «Женитьбе» и Митрофанушку в «Недоросле». Вдова пенсионера Олимпиада Лаврентьевна Кунавина исполняла роли характерных старух. Почитателями сценического искусства были и дочь создателя содового завода, инженера-химика А. А. Самосатского – Евгения Александровна Самосатская (по мужу Штюрмер) и сестра его жены, конторщица березниковского сользавода, Мария Евграфовна Бенескриптова. Последняя долгое время была и актрисой, и распорядителем березниковской сцены, и режиссером. Каждый спектакль был платным и часть, а иногда и весь сбор, шли не только «на пополнение театральной библиотеки, ремонт декораций, мебели, приобретение костюмов», но и «в пользу бедных учениц Усольского женского училища», «березниковской школы», «Усольской библиотеки-читальни», «бедных учеников Ленвинского училища», «семейств утонувших рабочих содового завода», «в пользу погорельцев в с. Ленва» и так далее. Федор Николаевич Кулаков, оставивший воспоминания о кружке любителей сценического искусства на содовом заводе, являлся так же одним из членов-учредителей Дедюхинского общества «Народный дом», в котором в предреволюционные годы (1912 – 1917) давал спектакли другой любительский театр. В послереволюционные годы в Березниках имелись клубы: 1. Общепостроечный клуб строителей им. Сталина (зрительный зал на 600 человек, находился в районе пожаркома на ул. Березниковской) – главная «цитадель культуры» Березников на Новом Чуртане; 2. Клуб солеваров им. Шварца в Ленве (позднее был перенесен в поселок Семино при селении Ленвы); 3. Клуб им. В. И. Ленина на содовом заводе; 4. Клуб сользавода в поселке Дедюхино; 5. Клуб железнодорожников на станции Усольская (Старый Чуртан); 6. Клуб химиков; 7. Клуб специалистов на Чуртане; 8. Рабочий театр химиков на Чуртане; 9. Березниковский рабочий театр (Дворец культуры); 10. Клуб им. Красина в Усолье; 11. Усольский гортеатр (рядом с клубом Красина); 12. Клуб нацмен в Усолье (по улице К. Цеткен,2). При клубе нацмен в Усолье 13 августа 1931 года была организована татарская драматическая труппа. Здание дворца культуры им. В. И. Ленина начали строить в конце мая 1932 года, для рабочих березниковского химкомбината. 6 марта 1932 года городская газета «Ударник» информировала о выделении средств, для доведения до финала строительства Дворца культуры, а 8 октября поместила информацию о деятельности березниковского рабочего театра в помещении Дворца культуры. Но еще до конца строительства ДК им. Ленина существовал коллектив березниковского рабочего театра химиков, который давал спектакли в клубе им. Сталина (барачное помещение). Газета «Ударник» в номере за 10.12. 1931 года поместила объявление: «В клубе им. Сталина 10 – 11 декабря в 8.30 часов вечера будет дан первый спектакль «Инженеры» драматической труппой березниковского районного театра». По воспоминаниям ветеранов основной массой труппы театра были не столько профессиональные актеры, но лучшие самодеятельные из драматических кружков разных клубов, особенно из Ленвинского драматического кружка – самого крупного самодеятельного театрального коллектива в городе в то время. Режиссером был профессиональный артист Греков. Театральным делом в эти годы на Урале ведало Управление театрально-зрелищными предприятиями, базировавшееся в областном центре (г. Свердловск). УТЗП заключало договоры с руководством городов – горсоветами на обслуживание в течение осенне-зимних сезонов и централизованно направляло скомплектованные им труппы на места. Материалы областного архива свидетельствуют: «для художественного обслуживания (г. Березники) приглашена профессиональная труппа. Всего постановок профессиональной труппой было 39 с охватом 19 570 человек». (Документ от 1. 03. 32г.). На основе документов архива можно утверждать, что в первой половине 30х годов в городе работали непродолжительное время различные коллективы, направленные УТЗП: Сезон 1933/34 гг. – театр драмы и музкомедии и Ленинградский молодой театр; Сезон 1934/35 гг. – УТАРМ / Уральский театр актерско-режиссерского мастерства. Сезон 1936/37 гг. стал для Березников знаменательным: 6 ноября 1936 года начал свою работу на сцене ДК им. В. И. Ленина постоянный Березниковский драматический театр под художественным руководством режиссера Б. З. Райского, первый спектакль «Слава» В. Гусева. С первых же шагов театр заявил о себе, как о «могучем оружии общественно-политической пропаганды и художественного воспитания» (газета «Ударник», декабрь 1936 года). В сезон 1937/38 гг. драмтеатр зарекомендовал себя как один из лучших районных театров области. Местная пресса отмечала запоминающиеся образы, созданные артистами: Шептуновым, Суприным, Смирновым, Лирским, Демидовой, Соболем, Райским. С 1936 по 1941 год под руководством известных театральных деятелей А. А. Дагмарова, О. В. Лозановского, Б. З. Райского, В. М. Троянского, М. М, Ваховского в театре ставились «Последние», «Васса Железнова», «Мещане», «Мать» М. Горького, «Платон Кречет», «Гибель эскадры» Корнейчука, «Аристократы» Погодина, «Машенька» Афиногенова, «Любовь Яровая» Тренева и другие произведения советской драматургической классики. С успехом шли «Борис Годунов» А. Пушкина, «Царь Федор» А. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя, многие пьесы Островского, драмы Шиллера и Гюго. В труппе театра в эти годы служили: А. А. Демидова, З. И. Вишневская, К. Н. Ланская, А. Ф. Лирский, И. П. Рачев, Р. М. Романовский, В. А. Смирнов, Б. А. Шадурский, Г. А. Шептунов – признанные мастера сцены. В годы Великой Отечественной Войны многие актеры ушли на фронт, оставшиеся влились в труппу Коми-Пермяцкого окружного театра. На березниковской сцене в 1942 – 1945 годы работал эвакуированный в Березники ЛТЮЗ им. А. Брянцева и, в память об этом, на здании театра установлена мемориальная доска. Старейший в стране театр юного зрителя создан в 1921 году – это первый детский театр в Советском союзе. Инициатива его создания принадлежит режиссеру А. А. Брянцеву. Во 2-ю мировую войну от бомбежек пострадало старое здание театра. Новое здание сооружено в 1962 году по проекту архитектора А. В. Жука (Пионерская площадь,1). 1. Народная артистка РСФСР Казаринова Нина Николаевна (проживает в г. Ленинграде, улица Пестеля 7 – 25 телефон: 73 – 02 – 87); 1. Актер ТЮЗа Костенецкий Василий Павлович (192104 г. Ленинград, улица А. Чехова, 7 – 23); 2. Артистка Оборина О. М.; 3. Артистка Ефимова Елизавета Ивановна; 4. Артистка Черкасова Ольга Михайловна (г. Ленинград, Крестовский остров, дом ветеранов сцены); 5. Заслуженный деятель искусств Макрьев Леонид Федорович (жена Вера Алексеевна телефон: 38 – 67 – 54); 6. Михайлов Александр Александрович; 7. Голланд Евсей Исаевич; 8. Кузьмин Алесей Андреевич (осветитель); 9. Заслуженный артист РСФСР Шифман М. Б.; 10. Заслуженный артист РСФСР Чагин Ф. А.; 11. Заслуженная артистка РСФСР Охитина А. А.; 12. Режиссер Лепковская Е. К.; 13. Артистка Бондаренко Л. И. 14. Артист Гаврилов А. З. Песня созданная по инициативе работников ЛТЮЗа На память Березникам Сл. Е. Лепковской и М. Краснер Муз. Л. Ходжа – Эйнатова
Спектакли «Так и будет», «Русский вопрос», «Русские люди» К. Симонова, «Оптимистическая трагедия» Вишневского, «Счастье» Павленко, «Дети солнца» и «Зыковы» М. Горького, «В степях Украины» Корнейчука, «В добрый час» Розова, «Чудесный сплав» Киршона, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» Чехова, «Отелло» У. Шекспира, «Анджело» Гюго составили основу репертуара, определили творческое лицо коллектива. В эти годы театр неоднократно занимал первые места в областных смотрах, был отмечен как лучший из городских театров зоны Урала. В шестидесятые годы главные режиссеры и постановщики спектаклей заслуженный артист Казахской ССР Н. В. Молчанов, М. К. Михайлов, О. М. Бойцова, М. А. Лазовский, заслуженный деятель искусств УАССР Р. М. Романовский сумели отразить в творчестве труппы актуальные проблемы на высоком художественном уровне. Высокую оценку зрителей и прессы получили спектакли «Иркутская история» Арбузова, «Барабанщица» Салынского, «Дело, которому ты служишь» Германа. К этому периоду относится расцвет творчества таких замечательных березниковских актеров, как: заслуженная артистка РСФСР Н. Г. Сахарных, А. В. Румянцев, Т. В. Гладкова, Н. Р. Нестеров, Н. А. Сокол, Н. И. Щеповских – Большакова, Б. Н. Иващенко, Т. Киреева, К. А. Второв, А. С. Полярный, Е. Большаков. В шестидесятые годы в березниковском театре начинали свою артистическую деятельность ныне известные в стране: заслуженный артист РСФСР Г. Бурков и В. Бурхарт. В 1967 году в спектакле «Чти отца своего» В. Лаврентьева участвует Народный артист СССР В. Меркурьев, в 1968 году в спектакле «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа – лауреат Ленинской премии Ю. Толубеев. Семидесятые годы отмечены в жизни театра активным художественным поиском, широким общественным признанием. С 1973 по 1976 год творческим руководителем театра был А. Я. Матвеев. О театре много пишет центральная пресса – газеты «Известия», «Советская культура», журналы «Культура и жизнь», «Театр» и другие. В 1975 и 1976 годах театр получил первые премии и звания лауреатов Всесоюзных фестивалей ческой и немецкой драматургии в СССР за спектакли «Белая болезнь» К. Чапека и «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта (режиссер А. Я. Матвеев, художник Н. Васильева). В 1975 году на базе березниковского театра состоялось первое в истории городских театров Всесоюзное совещание административных и творческих руководителей. За успешное новаторское воплощение на сцене пьес «Третья патетическая» Погодина, «Последние» М. Горького, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Слава» В. Гусева, «Трибунал» Макаенка и другие коллектив и исполнители ролей не однократно награждались Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства внутренних дел СССР, дипломами Министерства культуры облисполкома. Директор театра В. П. Форрат, прошедший все ступени роста руководителя, более 30 лет своей жизни посвятил березниковскому театру. За большие заслуги в театральном деле удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. На сцене театра выступали прославленные березниковские актеры: заслуженная артистка РСФСР Н. Г. Сахарных, артисты А. В, Румянцев, Г. В. Гладкова, В. Полевой, Б. Н. Иващенко, Р. Карева, Н. Р. Нестеров, Н. А. Сокол, Н. И. Щеповских-Большакова, З. Д. Гелло (Васильева). Активно работал в это время театр с местными авторами, осуществив первые постановки пьес В. Зимнина «Цена чести» и Л. Моисеенко «Колокол громкого боя». Период с 1976 по 1982 годы связан с творчеством таких режиссеров, как Г. Г. Чодришвили и Г. А. Офенгейм. Сменилась труппа театра, в которую влились новые артисты: В. Лукьянов, В. Сатонин, В. Степанов, А. Бутор, Ю. Марченко, Э. Ковзан, В. Новоселов, Т. Волкова. С приходом в 1982 году нового главного режиссера А. С. Литкенса репертуар строится на современной драматургии: «Найти человека» А. Радова, «А поутру они проснулись» В. Шукшина, «Остановите Малахова!!!» А. Аграновского, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Железный занавес», «Филумена Мартурано» Э. де Филлипо. Большое внимание уделяется детской аудитории: «Аленький цветочек» Аксакова, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Вождь краснокожих» О. Генри. На документальном материале о березниковской героине Вере Бирюковой, в сотрудничестве с местным автором В. Михайлюком создан спектакль «Белые вьюги». Открыта малая сцена «Театральная гостиная». Со спектаклем «Гроза» Н. Островского театр побывал в Москве. За вклад в развитие театрального искусства А. С. Литкенс удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Труппу театра пополнили: Ю. Торохов, С. Карпова, А. Жерновский, Т. Жерновская, Л. Лещинская, Л. Васильева, Н. Волхонский, И. Смирнова, А. Тырлов, И. Кибиков, А. Лебедев, А. Дубровин, Н. Полудницина, В. Нечаев, В. Беляков. В труппу влились студенты Свердловского театрального института и Ленинградского института культуры. Весомый вклад внесли в этот период директоры Ю. Жарин и Н. Козлов. Долгие годы проработала главным художником Г. Чикляукова. С 1991 года главным режиссером, а с 1992 года художественным руководителем театра работает В. Тихонравов. Спектакли принимают интеллектуально - философский оттенок: «Варрава» М. де Гельдерод, «Недоразумение» А. Камю, «Медея» Л. Разумовской. Из классики ставились: «Анна Каренина» Л. Толстого, «Идиот» Ф. Достоевского, «Без вины виноватые» Н. Островского, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта. В творческом союзе с Б. Бурдыкиным, березниковским автором, членом союза писателей, создан спектакль «Дорогие мои лягушки» («Пиршество мутантов»). Осенью 1991 года театр принял участие во Всесоюзной благотворительной акции «Караван милосердия» в рамках «Зеленого движения» с целью спасения жизни на земле и посетил со спектаклем города: Мурманск, Петрозаводск, Тулу, Ленинград, Осташков, Брянск, Липецк, Воронеж, Пятигорск, Астрахань, Самару, Уфу, Челябинск. В 1995 году часть труппы побывала в городе Хельсинки, в 1996 году спектакли «Чайка» А. Чехова, «Недоразумение» А. Камю, «Последняя попытка» М. Задорнова принимали нью-йоркские зрители. Ведущие артисты этого периода: заслуженная артистка России Л. Васильева, И. Шумова, А. Бутор, Л. Лещинская, М. Мигдолович, Г. Морозова, В. Баткаев, О. Мезенев, Е. Зебзеева, Э. Ковзан-Чодришвили, Н. Сибирцева. В 1996 и 1997 годах закончили обучение два курса актерского отделения березниковского музыкального училища (руководители В. Тихонравов, А. Бутор), студенты которого пополнили труппу театра: Е. Ардышева, А. Мальцев, О. Ульянова, Е. Столярова, Е. Сергеева, А. Обласов, Н. Шамсевалиева. В 1999 году театр с гастролями посетил С.-Петербург. В. Тихонравов возглавлял театр 10 лет. Это был самый трудный период и благодаря усилиям В. Тихонравова, директора Н. Козлова и поддержке мэра А. Мошкина театр выжил. 2001 – 2002 года – главный режиссер Д. Хомяков. Ставятся спектакли: «Собачье сердце» М. Булгакова, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Щелкунчик» Гофмана, «Калигула» А. Камю, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Варшавская мелодия-97» Л. Зорин. В 2003 – 2004 годах главный режиссер, заслуженный артист РФ А. Староскольцев. В 2003 году театр принял участие в областном фестивале «Театральная весна» и был удостоен права участия в заключительном этапе фестиваля «Волшебная кулиса» со спектаклем «Эти свободные бабочки» Л. Герша, был награжден дипломом за участие в фестивале. С момента образования театра по 2004 год (68 лет) базой театра был ДК им. В. Ленина азотно-тукового завода (ОАО «Азот») на условиях аренды. В ноябре 2004 года театр обрел свой дом, переселившись в Муниципальный дворец культуры. С этого момента художественное руководство театром возглавил режиссер Владимир Хрущев. Значительно обновилась труппа театра. Основу ее составляют: А. Бутор, Л. Лещинская, Т. Жерновская, В. Беляков-Нестеров, В. Баткаев, Н. Волхонский, А. Кирпищиков, Е. Симонова, О. Шимякина, С. Бушмакина, в труппу влились: заслуженная артистка РБ С. Патраева, Н. Корастелева, Н. Попова, Ю. Батраков. Театр пополнился студентами АО БМУ: артисты Е. Безбог, С. Холкин, М. Шлейхер, Е. Сидорова (руководитель курса А. Бутор), идет работа со студентами 1 курса (руководитель В. Хрущев). Источник: http://berteatr.ucoz.com/index/0-6 | |
Просмотров: 3094 | Комментарии: 15
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |